Драйверы развития малых городов
19 апреля 2023
Руководитель ивановского местного отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Дмитрий Сивохин принял участие в работе дискуссионной площадки "Драйверы развития малых городов", состоявшейся в городе Кинешма, организованной ивановской "Опорой России" с участием представителей муниципалитетов и замгубернатора по экономическим вопросам Ю.Портной.
Дмитрий Сивохин: в ходе дискуссии высказал свою точку зрения насчет того, что может быть в сегодняшних условиях и драйвером развития муниципалитетов, в т.ч. малых городов и подспорьем для развития бизнеса в них.
Немаловажным фактором, который способствует, и может в еще большей степени способствовать развитию малых городов, в том числе развитию в них малого предпринимательства, является увеличение государственных и муниципальных расходов на решение вопросов местного значения, или как их теперь принято называть, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в муниципалитетах.
Как известно, муниципальные контракты по благоустройству, строительству, ремонту объектов соцсферы, поставке прочих товаров и услуг в значительной мере выполняются малым бизнесом.
А, значит, муниципальные контракты означают для него увеличение оборотов, капиталовложений, прибыли.
Для региона и муниципалитетов увеличение числа и объема выполняемых госконтрактов означает снижение безработицы, увеличение доходов населения и налогооблагаемой базы.
Для населения увеличение государственных и муниципальных расходов на решение вопросов местного значения означает улучшение уровня жизни, рост доходов и благосостояния, создание комфортной среды проживания, получение более качественных услуг образования и медицинской помощи, возможности заниматься спортом и творчеством, повышать культурный уровень.
Таким образом, можно сказать, что увеличение расходов государства на решение вопросов местного значения обладает высокой степени синергией, выгодной для всех сторон.
Мало того, экономисты считают, что госрасходы обладают таким же мультипликативным эффектом, как и частные инвестиции или экспорт. А, значит, они также способны мультиплицировать доходы, занятость и налоги в экономике. Что важно для развития региона.
Как говорится, дайте предпринимателям удочку, а рыбку оно поймают сами.
В то же время, мы знаем, что муниципальные бюджеты в Ивановской области все сплошь дефицитные.
Посудите сами, на 2023 год доходы бюджета Ивановской области составляют 62,5 млрд рублей, что составляет в пересчете на 1 жителя региона около 60 000 рублей, доходы города Иваново на 2023 год – 25 млрд рублей, или 10 000 на 1 жителя, а доходы города Кинешма – 2,775 млрд рублей, что составляет 35000 рублей на 1 кинешемца.
Что явно мало для полноценного развития муниципалитетов.
Это происходит по причине явно несправедливого распределения налогов, когда львиную долю средств, заработанных в муниципалитетах, забирают себе регион и федеральный центр, по сути дела, организационные надстройки. Кому – вершки, а кому – корешки.
Даже Иваново, областной центр, из своего 11-ти миллиардного бюджета имеет своих собственных средств только 4 млрд. Остальное – трансферты федерального центра и региона.
Для развития городов и регионов, кроме субсидий, жизненно необходима перенастройка налоговой системы, чтобы больше средств оставалось в муниципалитетах. Потому что, из центра, конечно же, видны не все проблемы, которые есть на местах. Не тот масштаб.
Среди рассмотренных предложений были оставлять налоги от УСН и налоги на имущество юридических лиц в ведении муниципалитетов. Это, мало того, что будет способствовать их развитию, также повысит заинтересованность муниципальных администраций в развитии малого и среднего бизнеса на своих территориях.
А, чтобы компенсировать регионам выпадение части доходов, участники вспомнили об еще одной налоговой инициативе, которую, кстати, обсуждал в прошлом году Минфин. Но, видимо, эта инициатива была благополучно замылена или отложена в долгий ящик. У нас быстро принимают что-то ограничивающие или запрещающие законы. А позитивные законы могут муссироваться годами.
Эта инициатива – предложение подоходный налог оставлять в бюджетах тех регионов, где работник зарегистрирован, где его дом, семья, а не где он работает вахтовым методом. Эта мера особенно актуальна для депрессивных регионов, жители которых уезжают в более богатые города на заработки.
Следующий вопрос, который я поднял, был вопрос о том, что, небезызвестно, развитию малого предпринимательства в муниципалитетах мешает недостаточное развитие инфраструктуры, в т.ч. транспортной.
Что уж говорить о малых городах, если даже в областном центре в зонах сосредоточения промышленных предприятий отсутствуют нормальные дороги.
Например, власти города и области сделали сообща окружную дорогу по улице Станкостроителей, она очень востребована, но подъездные пути к промышленным предприятиям, а это дополнительно несколько километров дорог, мэрия отказывается брать на свой баланс, и, соответственно, их не содержит. Несмотря на то, что даже есть предписание прокуратуры.
Хотя находящиеся здесь десятки предприятий с сотнями работников функционируют, обеспечивают занятость, платят налоги в местный и региональный бюджеты.
А могли бы работать еще лучше, если бы город обеспечил их транспортной инфраструктурой.
Так же и в других муниципалитетах.