СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Ивановская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты
В соцсетях

Круглый стол с уполномоченным по правам человека

30 января 2018

Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий.

В каждом отдельно взятом случае при проведении публичных мероприятий выражается коллективная воля определенного количества граждан, объединенных общей целью, с возможным проявлением индивидуальных интересов, но принципиально не отличающихся от коллективной идеи.

Для проведения публичного мероприятия необходима подача организатором мероприятия уведомления в федеральные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в органы местного самоуправления. С момента подачи уведомления о проведении массового мероприятия организаторы и другие участники имеют право свободно проводить предварительную агитацию в обществе, предоставляя информацию о месте, времени и цели мероприятия, а также вдохновлять граждан принять участие в нем.

На наш взгляд, проведению любых публичных мероприятий должна предшествовать только процедура уведомления; право не должно реализовываться путем согласительных процедур о месте и времени проведения публичных мероприятий. Это не означает, что подобные мероприятия могут проводиться в любом месте. Требуется в законодательном порядке установить, что общественные мероприятия могут проводиться в строго определенных местах (площади, центральные улицы, проспекты, напротив зданий государственных и муниципальных органов власти и т.д.). Данные площадки могли бы стать постоянным местом дискуссий неопределенного круга лиц, где они могли бы свободно выражать свои мысли и идеи и тем самым осуществлять предусмотренное Конституцией РФ право на публичные собрания. Данное нововведение могло бы поднять авторитет страны на международной арене и внести весомый вклад в международное право. Но поддержание порядка – это проблема соответствующих органов государственной власти.

Сегодня немало противников данного подхода, которые утверждают, что невозможно без строгого регулирования проводить подобные мероприятия. Ничего подобного. На самом деле только некоторые публичные мероприятия, которые проводятся сегодня, иногда содержат экстремистские настроения и несут в себе угрозу каких-либо волнений.

Согласно Закону Германии о собраниях и шествиях допускается возможность проведения публичных мероприятий без подачи предварительной заявки властям. Такие мероприятия возможны в исключительных случаях по вопросам последних событий или ожидаемых в будущем решений. К таким событиям относятся политические решения, массовые мероприятия, демонстрации. Однако если такие мероприятия подготовлены заранее, т.е. организаторы раздают листовки, несут плакаты, то полиция пресекает их проведение.

Противоположной позиции германских властей является позиция японских властей, которые пресекают проведение любых публичных мероприятий, не санкционированных властями, нарушителей привлекают к ответственности. Следует добавить, что в Японии любые массовые мероприятия проходят с обязательным участием сотрудников полиции. В соответствии с Уголовным кодексом Японии предусмотрена ответственность участников публичных мероприятий за невыполнение три и более раза требования полиции разойтись.

Согласно французскому законодательству предусмотрена ответственность за скопление людей в общественных местах. Уголовный кодекс Франции предусматривает ответственность за любые скопления людей, которые могут иметь опасные для общественности последствия. Подобные скопления граждан разгоняются правоохранительными органами после двух требований разойтись.

В США вопросами публичных собраний занимаются власти штатов и органы на местах. Для проведения публичных мероприятий требуется получение специального разрешения, бланк которого доступен на специальных веб-сайтах. Следует отметить, что власти США могут в любое время приостановить или прекратить мероприятие с применением специальных средств задержания. Законность действий полиции может быть обжалована специальными юристами, приглашенными из национальной гильдии юристов.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что на современном этапе развитые демократические государства придерживаются разрешительного метода участия в публичных мероприятиях. Тем самым государство в лице своих представителей страхует себя от спонтанных собраний, насильственного изменения политического строя.

Необходимо отметить, что Конституция РФ предусматривает право на участие в публичных мероприятиях только дееспособных граждан Российской Федерации.

Нельзя сказать, чем была вызвана необходимость выбора этого специального субъекта, потому что, как правило, во всех цивилизованных государствах право на участие в публичных мероприятиях принадлежит как гражданам этого государства, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории соответствующей страны.

Данное право не соотносится с такими важнейшими политическими правами, как избирательные, которые напрямую связаны с формированием органов государственной власти и самоуправления, в связи с чем можно было бы расширить сферу действия этого права, законодательно наделив им также иностранцев и лиц без гражданства. Такой подход позволит поддержать определенную последовательность и согласованность в области международного права и национального регулирования права на публичные мероприятия, поскольку в таких международных документах, как, например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 21), право на мирные собрания и публичные мероприятия закреплено за каждым человеком.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Ивановской области

© 2006-2024