ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

17 августа 2021

Интервью в Николаем Петровичем Бурляевым

Интервью в Николаем Петровичем Бурляевым,

Народным артистом РФ.

Николай Петрович Бурляев – Народный артист России, известный кинорежиссер, писатель, общественный деятель, посетил Ивановскую область 13 августа 2021 года. Он провел встречи с активистами партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Иваново и Шуе, а также посетил с творческой встречей музеи А.Тарковского в Юоьевце и Завражье.

По итогам визита было записано это интервью известного деятеля культуры нашей страны, кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва.

Николай Петрович, как часто Вам приходилось бывать на ивановской земле?

Ивановский край, за мои 75 лет, я посещаю, возможно, пятый раз, крайний раз был здесь лет десять назад. Проводил здесь Международный Славянский музыкальный форум "Золотой Витязь". В Ивановском Шереметьев-Центре, я награждал главным призом один из лучших в России, Ивановский хор под руководством Евгения Боброва. Ивановский драматический театр несколько раз приезжал в Москву, на наш Международный театральный форум "Золотой Витязь" и неизменно был отмечен серьезными наградами. Я не раз посещал сокровенные для меня места Ивановской земли музеи Андрея Тарковского в Юрьевце и Завражье. Здесь был рождён мой друг и учитель, человека моей судьбы, величайший кинорежиссёр планеты Андрей Тарковский.

В этот свой приезд я провёл встречи с местным активом партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ в Иваново и Шуе, и конечно же не мог не побывать в Юрьевце и Завражье, где подарил музеям Тарковского раритеты из своего архива, касающиеся памяти Андрея Арсеньевича и Арсения Александровича Тарковских.

К сожалению не совпал Ваш визит с кинофестивалем "Зеркало", который будет проводиться в этом году в конце августа. Вас приглашали на этот фестиваль в прошлые годы?

Приглашали, когда в руководстве этого кинофестиваля были люди имеющие отношение к Андрею Тарковскому – Инна Чурикова, Олег Янковский, Марина Арсеньевна Тарковская, великий кинооператор Вадим Юсов. Именно эти люди, кровно и творчески связанные с Андреем Тарковским придавали значение кинофестивалю "Зеркало". Далее к его руководству подключили людей никакого отношения к Андрею Тарковскому не имеющих. И приглашений я больше не получал.

Вы на них не обижаетесь?

Обида – чувство не достойное христианина. И потом у меня есть свой Международный Кинофорум "Золотой Витязь", где присутствует дух и награда Андрея Тарковского. Есть

лишь сожаление о недопонимании власть имущими значения ивановского кинофестиваля, претендующего на причастность к имени великого режиссёра.

Как Вас встречали сегодня, насколько было интересно тем, кто был в зале на встречах?

Я ощущал со сцены сердечное, духовное внимание, видел слёзы на глазах зрителей по окончании нашей встречи. Многие просили, чтобы продолжалась встреча, но график был достаточно жесткий, расстояния между аудиториями большие и нужно было прощаться с одним залом, чтобы успеть на следующую встречу. Мы планировали на каждую встречу один час, а получалось, как правило больше полутора. Зрители говорили, что готовы слушать еще и ещё и поэтому каждый раз приходилось с болью прерывать нашу встречу, сокровенные для меня мгновения соприкосновения с земляками моего любимого Андрея Тарковского, память о котором дорога и для меня, и для них.

Что хотели узнать зрители, о чём они у Вас спрашивали?

Вопросов у активистов партии и других людей было очень много: о кино, о состоянии российской культуры, о политике, о том, почему я решил идти на выборы в Думу. Мне дважды предлагали разные партии стать депутатом, но я отказывался по двум причинам: во-первых потому, что не разделял их курс и поступки, во-вторых я не считал себя не готовым к такой работе. Ныне я принял решение идти на выборы. Во-первых потому, что полностью разделяю программу СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ, единственной партии на моём веку, провозгласившей культуру первым пунктом своей программы. Во-вторых – давно знаю лично Сергея Михайловича Миронова, у которого слово не расходится с делом. В-третьих – последние 5 лет жизни я посвятил работе на посту Сопредседателя Общественной Палаты Союзного государства и первого заместителя Председателя Общественного Совета при Министерстве культуры Российской Федерации. И, наконец, я 30 лет руковожу Международным Кинофорумом "Золотой Витязь". Накоплен большой опыт борьбы за душу человека. Борьбы с чиновниками, сдерживавшими развитие "Золотого Витязя", во-многом потому, что он славянский, православный, патриотический. Сдерживание это происходило по причине скрытой, латентной русофобии среди власть предержащих. Смотришь – люди вроде русские, но почему такое пренебрежение к своему, к русскому, к традициям и высоким идеалам? Впрочем это тема для отдельного разговора.

Почему именно партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ стала Вашим политическим выбором?

Повторяю, я никогда не собирался идти в Думу. Без энтузиазма ходил на выборы, чаще игнорируя их, не веря тем, за кого предлагалось голосовать. Полагал, что принадлежность к одной партии подразумевает вражду со всеми остальными. А я всегда был в поиске общей гармонии, исповедуя завет Сергея Радонежского – "Любовью и единением спасемся". Поэтому я избегал встраивания в партийные ряды. Сейчас, прочитав программу СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ, увидел, что это именно то, чего я добиваюсь в своей практической деятельности. Признание культуры приоритетом своей политики не наблюдал ни при советской власти, ни у одной из сорока сегодняшних партий. Только СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ сказала: сначала культура – потом все

важнейшие дела: и возврат пенсий, украденных у народа, и утверждение социальной справедливости, и многое-многое другое.

Я знаю Сергея Миронова не одно десятилетие, с тех пор как он был главой Совета Федераций. Мы с ним не были знакомы, но Миронов был третьим лицом в государстве, а "Золотой Витязь" нуждался в поддержке. От самого рождения "Золотого Витязя" чиновники тормозили развитие Всеславянского, Православного фестиваля: "ну что-то нужно дать Бурляеву, но это его славянство и православие, ну.., как-то это все – поперёк. Тогда я пришел к Сергею Миронову на приём, рассказал о деятельности "Золотого Витязя", о его целях и задачах. Сергей Михайлович услышал меня, понял значение "Золотого Витязя и сказал: "Я Вам подключу всю Россию". Но, одно дело сказать, другое – сделать. И он сделал. Он позволил мне выступить перед сенаторами в Совете Федераций с рассказом о "Золотом Витязе". Мой вопрос был десятым в повестке заседания. Я прикинул – будет минут по семь на вопрос, до меня дойдёт не раньше, чем через час. Но прошло всего десять минут – и уже десятый, мой вопрос. Я был потрясен тем, как Миронов вел совещание: четко, собранно, по-военному. Никакой "воды", по минуте на каждый вопрос. Я тогда сказал, что удивлен подобному ритму работы, что если бы все так работали в России – успех был бы обеспечен.

Сергей Михайлович утвердил мнение Сената подключить все регионы Россию к проведению Славянского форума искусств "Золотой Витязь". Однако времени до начала форума оставалось менее трёх месяцев. Миронов направил во все регионы России предложение Совета Федераций с рекомендацией участия в форуме "Золотой Витязь". В тот год откликнулись около 50 регионов и форуму "Золотой Витязь" было придано общероссийский статус. С Сергеем Мироновым можно идти в разведку. Он благословил моё участие в выборах.

Какова, на Ваш взгляд, роль человека от культуры в политике, зачем ему идти в Государственную Думу?

В Думу должны идти люди от которых будет прок. В прежние годы я видел достаточно людей от культуры, больше "игравших роль" депутатов, чем реально работавших на благо страны и культуры, занимавшихся больше показухой, комфортной жизнью ради себя, нежели бросавшихся за культуру "на амбразуру", не щадя своей жизни и карьеры. Под час эти "культурные депутаты" вредили не только культуре, но и своему народу, например отнимая у него положенную по жизненному сроку пенсию. Да и министры культуры, оставляли желать лучшего. То в это кресло посадят театрального критика, по дипломата, то пиар-журналиста, озабоченных лишь желанием усидеть в кресле. Одному из них я говорил: Вы должны быть Дон Кихотом, не держаться за кресло министра. Он мне ответил: "Ну мне, главное – досидеть до пенсии..." Министр культуры – это, быть может, самый важный пост в стране. Например, в Татарстане, министр культуры одновременно и заместитель председателя правительства. И это правильно. Я считаю, что министр культуры должен быть вице-президентом и выбирать на эту должность надо того, кому доверяет большинство народа, быть может больше, чем политикам.

Высоких чиновников частенько назначают невпопад?

Я видел этих людей работая в общественном совете Минкультуры. Однажды, я пришел на отбор кадрового резерва, посмотреть кого они намерены принимать в чиновники Минкультуры. Через нашу комиссию прошло человек тридцать. Я сидел, наблюдал, а потом задал вопрос одной молодой соискательнице, лет двадцати семи: "Пожалуйста, назовите русских поэтов 19 века?" В ответ – молчание, ужас в глазах и никакого ответа. Мне стало интересно, задал этот же вопрос следующему молодому человеку – тоже никакого ответа. Когда он ушел, глава департамента по кадрам сказала мне: "Ну зачем Вы их смущаете?". А я говорю: "Куда они хотят идти работать, чем руководить?" По этому нашей культурой и руководят люди в большинстве своём от неё весьма далёкие. Конечно есть и приличные, самоотверженные люди, но им платят мизерные зарплаты около 25 тысяч рублей. Как же не подпитываться подношениями творцов, жаждущих государственной поддержки? Работы у Минкультуры – немерено, но Правительство предписало "оптимизироваться": было шесть замминистров, стало – четыре, отделы сократили, работать не кому. Культура по-прежнему на последнем месте.

На протяжении многих лет я утверждаю, что бюджет Минкультуры должен быть равнозначен бюджету Министерства обороны, поскольку культура – это главная оборона, оборона души. Потеряем душу, кого будет защищать армия? 500 олигархов, захвативших все ресурсы России, оставив 100 миллионов жителей за бортом? Сейчас бюджет Министерства обороны около 7% от ВВП, у Минкультуры меньше 1%.

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в новом составе будет предлагать выделить на культуру 3% ВВП. Но даже если партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ это добьётся, всё останется так же, как было, если обновлённая Дума и Президент и не примут Закон об идеологии Государства Российского. Ведь ныне не существует никакой ответственности ни у государства, ни у чиновников за распределение средств. Без Идеи государство погибнет. Наши либералы боятся слова цензура. Хорошо, можно их не пугать этим иностранным словом, скажем по-русски – мировоззрение государство. Впрочем, сегодня идеология в России есть – дьявольская идеология вседозволенности. Владимир Путин начал формулировать предпосылки грядущей идеологии в виде патриотизма. Это правильно, патриотизм – важнейшая составляющая идеологии нашего государства. Впрочем – что там изобретать? Иван Александрович Ильин, говорил: "Русская идея – это идея сердца, идея любви." В Указе Президента "Об основах государственной культурной политики", подписанном в 2014 году, заложен фундамент нашей идеологии. Я горжусь тем, что причастен к появлению этого Указа. На протяжении двух десятилетий я говорил со всех трибун о том, что в нашей стране нет стратегии государственной культурной политики. В начале 2014 года на Патриаршем Совете по культуре я ещё раз озвучил эту мысль. Святейший Патриарх услышал меня и обратился к Президенту страны с предложением о выработке стратегии культурной политики. Президент услышал Патриарха и Указ "Об основах государственной культурной политики появился. В нём чётко сформулирована мысль о том, что Российская культура должна опираться на наши традиционные духовно-нравственные ценности, аккумулировать все самое лучшее, что сделано до нас, и что создаётся сегодня для передачи грядущим поколениям. Русская идея веками формировалась нашими предками, осталось лишь узаконить её новой Государственной Думой и Президентом. Если изберут в Думу буду этого добиваться. Буду добиваться закона о выведении культуры из рынка. Культура и рынок – понятия не

совместимые. Рынок на наших глазах уничтожает культуру. То что мы видим сейчас по телевидению, в кино, в театре – вполне деструктивно. Невольно вспомнишь слова одного из наших министров культуры: "Культуру надо подвинуть на панель". И он её туда "подвинул". Наша задача – возвратить культуру с панели.

А как на счет того, что в России суровость законов компенсируется их неисполнением? Одно дело принять закон, другое – добиться его исполнения. Как это сделать на Ваш взгляд?

Будем и с этим разбираться. Вижу, что Указ Президента "Об основах государственной культурной политики" не работает, хотя министр Мединский говорил, что это "конституция" для Минкультуры. Почему же он так плохо исполняется? Почему дают деньги на то, на что их давать не следует? Как-то я говорил министру предлагавшему подвинуть культуру на панель: "Зачем Вы тратите сотни миллионов рублей, на выставки так называемого "современного искусства", где куры гадят на голову Льва Толстого, а люди "топчут" ногами тексты Евангелия, проецируемые на пол?" Он мне ответил: "Должны цвести все цветы." Ну зачем же помогать сорнякам? Тратить государственные, народные деньги на театральную патологию, антиисторические и антихристианские спектакли и фильмы, давать государственные премии инсталляциям типа фаллоса на Санкт-Петербургском мосту. Я делал доклад на Общественном Совете Минкультуры о деятельности руководства бывшего Департамент народного творчества, экспертный совет которого давал государственные гранты пьесам, пропагандирующим однополую любовь между школьниками, откровенную русофобию и антипрезидентские выпады.

Это явление, как Вы считаете, оно завязано на личности в чиновничьей структуре или это недогляд правительства в общем?

Это очень "хитрый взгляд", оставшийся в наследство от прежнего руководства государства. Ельцин в 1992 году издал закон, запрещающий государственным чиновникам регулировать и отвечать за культурную политику. Чиновникам предписали лишь давать деньги. И когда Мединского упрекали, что он "давит", запрещает.., он отвечал, что Минкультуры никого не "давит", а только всем даём деньги. И действительно – давались деньги на антихристианскую оперу "Тангейзер", на антиисторический, антихристианский фильм "Матильда", на театр Серебрянникова и так далее.

Если будет принята идеология, мировоззрение государства, чиновники не смогут столь безответственно распоряжаться бюджетом.

Кто должен это контролировать?

Контролировать должен Общественный совет. Он по уставу имеет больше полномочий, чем у министр. Именно наш общественный совет остановил антихристианскую постановку "Тангейзера" в Новосибирске. Но когда мы попросили руководство Минкультуры показать нам фильм "Матильда", поскольку в Общественный Совет поступило 20000 подписей с требованием не выпускать этот фильм на экран – нам в этом было отказано и "Матильду" выпустили в прокат. Общественный совет – это тот самый мостик от гражданского общества к чиновникам, который должен и за чиновниками

глядеть и амортизировать подобные тревожные для общества вопросы. Ведь ради этого Президент и учредил во всех министерствах и ведомствах Общественные советы.

Моя "пятилетка" в Минкультуры показала, что Общественный совет чиновникам не нужен. Мы проводили свои экспертные советы, отправляли руководству Минкультуры послания и не получали никакого ответа. Мы были не желательны чиновникам с нашими тревожащими их вопросами. Возможно и потому, что предлагаемое нами было не в их компетенции, а в компетенции Президента и законодателей. Я намерен идти в Думу с надеждой на обретение более весомых политических рычагов воздействия на аморфную среду.

Вы считаете что это можно изменить?

Это нужно изменить! А вот получиться или нет – покажет время. Сербский воевода в 1914 году, когда Сербию в очередной раз поставили на грань полного уничтожения, бросил клич: "Нам не спасения – мы победим!" У нас нет выхода! Нас приперли к стене. Герман Греф говорил на Валдайском форуме: "Зачем людям давать культуру? Нам трудно будет ими управлять." Подобные заявления делали в фашистской Германии Геббельс и Гитлер! Как вообще можно держать во власти особей с подобной идеологией?

Вот Вы говорите: "Давать деньги." А чьи это деньги и почему он их даёт?

Это – большой вопрос. Главный банкир страны занимается внедрением цифрового Гулага, внедряется в образование, в культуру – скупил "Союзмультфильм". Можно представить каким мультфильмам он будет давать деньги, если ему культура не нужна? Почему он курирует сейчас эти важнейшие сферы. В уходящей Думе депутат Хинштейн лоббировал единый цифровой регистр и пария "Едина Россия" проголосовала за то, чтобы загнать наш народ в "цифровой ГУЛАГ". Жизнь каждого человека будет под жесточайшим контролем! А нынешний "пандемический психоз"? И с этим надо серьезно разбираться. Власти откровенно заявляют – вакцина экспериментальная. Наш народ превращают в подопытных кроликов? Почему я должен колоть себе то, что серьёзно, научно не апробировано? В нацистской Германии проводили эксперименты и цифры ставили на руку, и людей убивали. И Нюрнбергский трибунал осудил это. Новой Думе придётся разбираться и с этим вопросом.

Насколько те люди, с которыми Вы сегодня общались в ходе встреч, понимали Ваши взгляды, Ваши посылы?

Кто-то понимал, кто-то нет. Кто-то уже на столько зомбирован "теле-ящиком". По всем каналам вкалывают тысячи игл, убеждают: "Иди". Невольно вспомнишь слова Александра Сергеевича Пушкина: "Паситесь мирные народы, вас должно резать или стричь." Не это ли происходит у нас сейчас? Людей загоняют в состояние страха и рабской покорности. Все это очень тревожно и с этим надо разбираться.

Что Вы получили от встреч с людьми и бесед на различные, в том числе, политические темы?

Получил чувство удовлетворения видя, что мои слова попадают в их сердце. Лермонтов говорил: "Есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно." Если ты неболтун-популист, рвущийся в Думу, ради того, чтобы обрести там какие-то блага, если ты говоришь правду, ты найдёшь отклик в сердце человека. Я не думаю о том, что я буду с Думы иметь. Для меня главное – успеть послужить Господу и России

Лидер регионального отделения Павел Попов принял участие в онлайн совещании.
70-летие отмечает Владимир Семенович Ракушев!
За отставку либерал-экономистов Силуанова и Набиулиной!
От нашего депутата
Обращение к коммунистам и их сторонникам.