ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоКонтакты

18 февраля 2015

Программа Мишурова

Кандидат на должность главы администрации города Иванова Сергей Мишуров опубликовал программу своих действий, в случае победы в конкурсе. Программа основана на разработках ивановских ученых в сфере взаимодействия власти с населением, самоорганизации граждан. Сергей Мишуров и его единомышленники глубоко убеждены в том, что диалог власти и общества должен перейти на принципиально новый уровень. Эта позиция находится в русле тех идей, которые в настоящее время исходят из администрации президента. Оттуда сегодня призывают муниципальных чиновников передавать часть функций местной власти социально ориентированным некоммерческим организациям. Ниже мы публикуем программу Сергея Мишурова.

МАНИФЕСТ БУДУЩЕГО

тезисы к программе претендента

на пост главы Администрации города Иваново

Мишурова Сергея Сергеевича

Выборы главы Администрации города Иваново назначены и происходят в принципиально новой ситуации. Россия вступила в сложный и ответственный этап общественной динамики, требующий гражданской сплоченности и инициативы. Во многом суть нового положения дел заключается в переходе к формированию общества стабильного, динамичного и гармоничного развития, основанного на принципах собственной национальной культуры, о чем говорит Указ Президента Российской Федерации № 808 от 24.12.2014 г "Об утверждении основ государственной культурной политики". На заседании Государственного Совета В.В.Путин говорил об отношении к национальной культуре как к идеалу и миссии общества, как к историческому благу и национальному наследию, как к основе национальной безопасности страны.

Наивно было бы считать, что происходящие перемены носят временный или несущественный характер. Минувший год стал временем принципиальных, исторических перемен в государственной политике, перехода от "западной модели" к новой российской программе развития, осуществляемой в условиях долгосрочного внешнего политического и экономического давления на страну, направленных против России санкций Европейского Союза и США, угрозы возникновения масштабных военных действий. Президент предложил программу создания в России более гармоничного и благородного общества, в сравнении с западным миром. Реализация такой масштабной программы требует эффективного включения в общую работу каждого региона, каждого гражданина нашей страны. Особая ответственность за мобилизацию всех сил и ресурсов для решения стоящих задач ложится на плечи тех, кому населением вручена власть, на социальных лидеров.

В этих условиях многие прежние формы организации экономической и социальной жизни областного центра становятся малоэффективными. Объективно существуют причины для обострения проблем поиска новых источников наполнения бюджета, сохранения социальной стабильности и авторитета власти у избирателей. Столь же объективна необходимость развития эффективных форм взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальных, региональных и федеральных органов власти. Утрата тесного взаимодействия, обратной связи между властью и населением в подобной ситуации – недопустима. Цена такой утраты – разочарование во власти, равнодушие избирателей, раздражение, которые неизбежно приведут к снижению темпов экономического развития и росту социального напряжения. Равнодушие – знак разделенности людей, социальных слоев в обществе, пустоты того явления, что называют народовластием, "демократией". Равнодушие к избранной власти означает, что ее воспринимают как "временщиков", как власть чуждую народу. В результате у народа свои, частные дела, у далеких от народа чиновников – свои аппаратные игры ... Общее дело в результате практически не движется.

Что мешает формированию механизмов постоянного взаимодействия избирателей и власти? Прежде всего, недостаточный уровень развития способов организации граждан по месту жительства, институтов гражданского общества. Значительная часть проблем является общими для всех живущих на данной территории. Выявить и сформулировать эти проблемы, предложить возможные варианты их решения, в том числе с участием жителей, может, прежде всего, территориальная община, входящая в состав избирательного округа. В нашей области все больший размах приобретает развитие территориального общественного самоуправления, ТОСов. Конституция России и российское законодательство представляет этой форме организации граждан очень большие права.

Ивановская область первой в России ввела в практику заключение предвыборного "Социального контракта" кандидата избираемого в органы представительной власти с ТОСами избирательного округа. Это позволяет зафиксировать ответственность и кандидата, и его избирателей за реализацию предлагаемой программы. Инициативу проявили представители ивановской "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но она получила поддержку и кандидатов представляющих другие политические партии. Нет сомнений в том, что такая практика будет быстро развиваться. Развитие такого механизма принципиально важно для эффективной работы исполнительной власти – администрации города – которая становится именно прямым исполнителем.

Община людей, живущих на одной территории, всегда играла большую роль в культуре России, одной из ведущих культур мира. Уверен, что роль и ответственность общины за ход общих дел, за контроль над властью и взаимодействие общин с властями в России будут возрастать. Сегодня в нашей стране на основе российской культурной традиции начинает создаваться новое общество гармонии, где будет на деле осуществляться баланс принципов "Справедливости" и "Свободы". Это гармония ответственной перед обществом "инициативы личности" и "ответственности общества" и власти перед каждым гражданином России.

Как осуществить эффективное взаимодействие властей и граждан в осуществлении общих дел? Для этого важно помнить, что суть власти состоит в ее праве принимать разумные и нравственные решения по поводу ведения общих дел и использования общей собственности. Эта собственность граждан, проживающих в областном центре, достаточно велика. При правильном использовании материальных и социальных ресурсов, общей сплоченности в достижении общего блага – добиться можно многого. Существует вполне реальная возможность создания условий не только для преодоления проблем, но и процветания. Ответ и ответственность – слова одного корня. Диалог власти и граждан позволяет ставить вопросы о разумном преобразовании общей жизни, искать решения сообща, в рамках своей компетенции, принимать на себя и личную, и общую ответственность.

Необходимо помнить, что кризисная ситуация создает не только сложности в муниципальном управлении, но и генерирует великолепные условия для инновационного социально-экономического развития за счет отказа от старых, не оправдавших себя взглядов и догм. Одно из наиболее распространенных заблуждений заключается в том, что "невидимая рука рынка" все расставит по своим местам. Это любимый лозунг сторонников западной модели развития, в том числе известных всем наивного Е.Гайдара и не очень наивного А.Чубайса, взгляды которых опровергла сама российская действительность.

Экономическая наука и социальная психология давно установили иное: "Рынок создает столько же проблем, сколько и решает". Наиболее устойчивыми и в природе, и в обществе являются так называемые "бинарно-комплементарные" структуры, обладающие противоположно-дополняющими качествами. Все страны, динамично обновлявшие экономику (наиболее памятны примеры юго-восточной Азии, Китая), наряду с рыночными механизмами использовали для динамичного развития механизмы государственной поддержки, регулирования и планирования. Несомненно, дополнение рыночных механизмов, прекрасно работающих в условиях коротких экономических циклов ("коротких смыслов" экономической активности), механизмами государственного, регионального и муниципального индикативного планирования, финансовой, законодательной и иной поддержки, позволяет вести более продуманную экономическую и социальную политику ("долгие смыслы развития"). На нее может ориентироваться, в нее может успешно встраиваться малый и средний бизнес. Не имея таких властных ресурсов, как государственная финансовая система, дипломатия, профессиональные структуры прогнозирования, разведка, наука, силовые структуры и т.д., малый и средний бизнес до настоящего времени участвует только в тех проектах, где худо-бедно можно обойтись без перечисленных общественных ресурсов. Но обойтись без поддержки муниципального, регионального и федерального сообщества можно лишь в проектах предельно коротких, ориентированных лишь на личный интерес, сиюминутную прибыль, а не на кооперацию, инновационное развитие, конкурентоспособность на международном уровне.

Другая распространенная и устаревшая догма заключается в том, что все смыслы жизни, все стимулы развития заключаются в деньгах. Нет, это не так. Деньги не случайно называются "денежными средствами". Средства – лишь способ достижения настоящих целей в жизни и отдельных людей, и общества в целом. Суть же этих целей – достижение признания результатов нашего труда, уважения и любви. В России большинство людей предпочитают не эфемерное личное благополучие среди общей социальной подавленности и нищеты, а общее благо, сочетающееся с материальным достатком, который заслужен честным трудом. Ярким примером тому в нашем городе может служить деятельность многочисленных территориальных общин, ТОСов. Впрочем, есть немало иных примеров такого стремления людей к социальной, душевной и духовной гармонии.

Современная экономическая и психологическая наука подчеркивают, что цель экономики – вовсе не деньги, они всего лишь "кровь экономики". Деньги – знаки полезности труда для общества и отдельных людей, и экономических объектов, и муниципального образования, и региона, и экономики страны. Главная цель экономики – быть частью гармоничного общественного "хозяйства", удовлетворяющего не только материальные, но также социальные и духовные потребности, как общества, так и отдельного человека. Чем лучше власть понимает эти потребности, чем лучше организовано взаимодействие всех трудоспособных граждан в процессах воспроизводства ресурсов всех трех уровней, тем благополучнее состояние экономики, тем ниже безработица, тем динамичнее развитие, тем выше благосостояние граждан, тем меньше проблем с наполнением бюджета деньгами. С позиции современной теории оптимума развития общества, деньги, как и собственность, и власть, устойчивы лишь тогда, когда им стабильно доверяют люди. Нет веры – все рушится, обманщики рискуют пострадать от собственных прошлых действий – потерять все разом. Это отрицание третьей современной догмы, третьей иллюзии массового сознания, полагающего, что "деньги – не пахнут". Для того, чтобы отвергнуть этот принцип – достаточно присмотреться к семьям и судьбам людей, нажившим деньги "неправедно". Любая ложь, любые ложные знаки вызывают накопление ошибок в социально-экономической системе, она теряет доверие у населения, становится неэффективной и разрушается, деньги (в любой валюте) превращаются в "фантики", собственность и власть переходят в руки других людей, которым общество в большей степени доверяет. В российской культуре известно, что ржавчина превращает в тлен железо, ложь – растлевает человека и общество. Совесть, голос Бога в душе человека, неизбежно накажет любого за безнравственные поступки неожиданной болезнью, потерями, катастрофами, тяжелыми проблемами собственных детей, отсутствием любви и смысла жизни.

Наивны попытки построить "честную экономику" лишь за счет юридического закона. Безнравственные и бездуховные люди легко найдут способ обойти юридические нормы. Важнее внешнего закона – внутренний, нравственный и духовный закон. Желательно, чтобы пример показывали те, кого именуют социальными лидерами. Им будут подражать большинство граждан. Принципы нравственности и духовности должны реализовываться в учебно-просветительских программах, пропагандироваться средствами искусства и культуры.

В настоящее время еще не сформирована система выявления и поддержки гражданских инициатив, взаимодействия депутатов с территориальными общинами (ТОСами), расположенными на территории соответствующих избирательных округов, саморегулируемыми производственными структурами (СРО). Мало используются возможности научных коллективов в экспертизе социально-экономических проектов, практически не используются – в разработке и внедрении новых эффективных моделей социально-экономического развития региона.

Между тем, в жизни населения важных и неотложных вопросов, которые медленно решаются старыми способами очень много. Среди наиболее очевидных и неотложных – проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где их решение попросту невозможно без самоорганизации населения через ТСЖ, ТОСы и т.п. структуры. Много нерешенных проблем остается в помощи одиноким людям, детям из неблагополучных семей, организации детского досуга, в благоустройстве территорий населенных пунктов. Не достаточно развита система социологических исследований по своевременному выявлению точек социального напряжения.

Наверное, пройдет еще некоторое время, прежде чем за состояние общественных дел будут отвечать не только президент страны и депутаты всех уровней, исполнительные власти регионов, но и просвещенный, организованный и ответственный народ, являющийся по Конституции Российской Федерации единственным источником власти. Но ничего не препятствует начать сегодня работу по движению к общему благу. Ведь политические "партии", по определению, означают "часть"; они отражают политические взгляды лишь части общества.

Благо, тем более общее, представляет собой предельный предмет стремлений человека. Общее Благо порождает этические нормы, правила совместного общежития, сплачивающие общество, преодолевающие пустой индивидуализм и конфликтность, провозглашающие ведущими социальными принципами совесть, добро, сострадание, дружбу, реализацию всех основных уровней смыслов жизни.

Как представитель научно-образовательного сообщества, я постоянно контактирую c людьми науки. Это Центр общественных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, международная Академия философии хозяйства, Институт развития человека, ивановский Институт системных экономико-психологических исследований, Иваново-Вознесенский вольный университет, Центр кризисологических исследований шуйского филиала Ивановского государственного университета, авторы и редакционная коллегия издающегося в Иваново журнала "На пути к гражданскому обществу" и другие специалисты. Основные положения предлагаемой программы разрабатывались на протяжении ряда лет с участием ученых, представителей институтов гражданского общества, членов ивановского регионального отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и заинтересованных избирателей нашей области. Часть этой программы, касающаяся развития деятельности ТОСов в современных условиях, обсуждалась по нашей инициативе в Государственной Думе РФ (фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ") и получила принципиальную поддержку, подразумевающую отработку новой модели их деятельности в стране на примере города Иваново и Ивановской области.

Соборность, готовность в сложной ситуации сплотиться ради общего блага, принять на себя ответственность за ход общих дел, выдвигать инициативы, способствующие достижению общей цели – относятся к числу признанных достоинств российской культуры

Смысл предстоящей общей работы граждан нашего города и избранной власти я вижу в том, чтобы успешно осуществлять общее дело, умножать общее благо. Задача трудная, но нам вполне посильная, если действовать сплоченно, вместе, сообща.

Можно ли реализовать те перемены, которые предлагают новое время и президент России? Да, если действовать разумно, не спеша, но и не медля.

Решение задач социального и хозяйственного развития не возможно при существующем уровне самоизоляции власти. Сделать жизнь людей лучше, исключить недопустимые проявления социальной несправедливости можно только включая жителей города, предпринимателей, ученых и экспертов в выработку и реализацию властных решений. Предлагаются следующие принципы и этапы таких действий:

1. Повысить ответственность руководителей администрации города через создание механизма общественной оценки их работы и согласованных с жителями города ясных показателей, достижение которых будет условием сохранения должности.

2. Прямая финансовая ответственность власти за выполнение своих социальных обязательств. До тех пор пока власть не выполнила (даже по объективным причинам) свои социальные обязательства установить право требования материальной компенсации. Например, если не предоставлено место в детском саду – семья получает достаточную компенсацию; если поликлиника находится вне пределов шаговой доступности – оплачивается проезд до лечебного учреждения.

3. Прямой контроль над расходами бюджета. Установить право граждан осуществлять прямой контроль над расходованием бюджетных средств, начиная от выбора поставщика (исполнителя, подрядчика), включая проверку обоснованности смет и цен, заканчивая участием представителей населения в подписании акта приемки-передачи. Для этого необходимо расширить поддержку развития территориальных общин, которые будут определять первоочередные задачи по благоустройству и развитию своей территории (улицы, микрорайона), участвовать в реализации и контролировать выполнение, а также участвовать в управлении жилищно-коммунальным комплексом.

4. Доходы от использования земли и инфраструктуры населению. Для развития жилищного строительства и повышения доступности жилья (в первую очередь для молодых семей) создать под гарантии муниципалитета фонд, которому будет поручено обустройство площадок для строительства. Средства на эти цели (под гарантии муниципалитета – Главы администрации г. Иваново) могут вкладывать граждане желающие приобрести жилье или надежно разместить свои средства. Подобным образом (то есть с возможностью для населения получить доход от коллективной собственности) будут реализовываться и другие инвестиционные проекты, способные приносить гарантированный доход: энергоэффективность и коммунальная инфраструктура, подземные переходы на основных магистралях г. Иваново, индивидуальное жилищное строительство без посредников – так называемых "инвесторов".

5. Развитие производств полезных не только для собственника, но и для жителей города и для области. Установить, что критерием поддержки экономических проектов является на уровень их "распиаренности", а степень приносимой этими проектами пользы для жителей города. Надо развивать такие производства, которые дадут возможность "дышать" экономике города. Например, развивать предприятия по переработке сельхозпродукции региональных сельхозпроизводителей на условиях тесной взаимной кооперации, ориентированной на ивановский рынок. Создавать производства высокотехнологичных тканей для медицины, ВПК, авиа – и автомобилестроения. Это позволит загрузить швейные предприятия более рентабельными заказами по выпуску высокотехнологичной продукции, а значит повысить заработные платы, улучшить условия труда и социальные гарантии труженика.

Президиум Центрального совета
На селекторном совещании
Николай Бурляев
С Днём милиции!
Поздравление Президента РФ Владимира Путина с 15-летием Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ